Бош саҳифаАнализСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ ТАШКЕНТА ГЛАЗАМИ УЗБЕКСКИХ СОЦИОЛОГОВ (новые подходы к социологии города)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ ТАШКЕНТА ГЛАЗАМИ УЗБЕКСКИХ СОЦИОЛОГОВ (новые подходы к социологии города)

Если взглянуть в далекое историческое прошлое нашей страны, то увидим, что урбанизация была характерным явлением для Маверронахра, в которой такие города как Самарканд, Бухара, Хива, Урганч, Карши, Шахрисабз Коканд, Андижан, Фергана, Наманган, Термез, Ташкент имеют многовековую историю. Эти города прославились в качестве научных и культурных центров узбекских государств древности и средневековья возникших на территории Турана, Туркестана, династии Тимуридов, Шейбанидов, Аштарханидов, а также Кокандского, Хивинского ханства и Бухарского эмирата. Приведенные исторические данные свидетельствуют о том, что Узбекистан обладал потенциальными возможностями для урбанизации, то есть, создания современных городов с развитой социальной инфраструктурой.

Важным фактором урбанизации является период Второй мировой войны (1941-1945 гг.), в ходе которой произошла эвакуация ряда заводов и фабрик из бывшего союза на территорию Узбекистана. Это дало толчок развитию промышленности в республике, созданию благоприятных условий для развития аграрной, текстильной, машиностроительной, золотодобывающей, горнорудной, отраслей народного хозяйства. За период 1945-1965 гг. многие областные центры превратились в города республиканского значения с развитой социально-экономической инфраструктурой и собственным городским бюджетом. Только в Ташкентской области были образованы такие города, как – Бекабад, Алмалык, Ангрен, Ахангаран, Бука, Той-тюба, Газалкент, Бостанлык, где были созданы ряд промышленных предприятий, а Чирчик стал флагманом химической промышленности республики. С 1970 года Узбекистан переживал ускоренный рост городского населения. За 20 лет его доля выросла с 55,5 до 70, 4 процента. Такие темпы были вызваны ускоренным развитием промышленности, которая концентрировалась в городских центрах, В 1991 году Узбекистан провозгласил свою независимость и тем самым прочно встал на самостоятельный путь политического, экономического и социального развития. За годы независимости (1991-2021 гг.) темпы городского роста значительно повысились, возникли 81 малых городов, наметилась устойчивая тенденция к приросту населения. По данным последней переписи 1982 года доля городского населения в Узбекистане составила 61 процента, в то время как в мировом масштабе этот показатель составляет 51 процент, а сельского населения – 49 процентов.

В региональном разрезе исторической особенностью урбанизации в Узбекистане является опережающее развитие ее столицы – города Ташкента и ташкентской агломерации, составляющей значительный контраст с социально-экономическим положением остальных территорий, стимулируя тем самым миграцию в город активного населения. Если с 1991 по 2021 годы общая численность населения страны выросла на 14 процентов и составила 32 миллиона человек, то численность населения г. Ташкента увеличилась почти на 50 процентов, то есть с 2 миллионов в 1980 году до 3,5 миллионов в 2021 году. На 1 января 2022 года пятая часть населения страны (35 миллионов человек) проживала в городе Ташкенте, то есть, была сосредоточена на 2 процентах всей площади страны. Ташкентская область вместе со столицей к началу 2020 года была урбанизирована более чем на 65 процентов.

Это свидетельствует о том, что экономическое, политическое и культурное влияние Ташкента на Узбекистан в целом в качестве столицы нашей родины, и на отдельные ее регионы было настолько велико, что ключ к особенностям территориальной организации следует искать именно во внутренних причинах развития прилегающей к Ташкенту сети населенных пунктов, особенно поселков городского типа. Не случайно, исследования социально-экономического и социально-пространственного развития Ташкентской агломерации занимают одно из ведущих мест в работах узбекских демографов. В них наиболее рельефно отражены демографические процессы и проблемы, типичные для узбекских городов и урбанизированных зон, куда включаются вновь создаваемые поселки городского типа.

Социологов, прежде всего, интересуют социальные проблемы демографии. В силу этого анализ исследуемой проблемы построен в основном на эмпирическом материале. Объектом и целью социологического изучения явилось социальное пространство Ташкента и ташкентской агломерации, для чего необходима была реализация первого этапа – а именно сбора и обобщения статистического материала, использование метода картографирования для выявления социально-пространственных характеристик узбекской столицы и столичной агломерации. Особенности социального пространства ташкентской агломерации в решающей степени определялись историческим делением города на 12 ключевых ворот, которое по существу остается по названию и сегодня – Кукча, Себзор, Сагбан, Чигатай, Беш-агач, Лабзак, Чорсу, Камолон, Хастимом, Самарканд-дарбаза, Урда, Кашгар. Старый Ташкент по существу состоит из традиционных жилищных строений, некоторые из них, расположенные в старом городе насчитывают более 100 лет. Именно эта часть города является объектом посещения туристами из зарубежных стран, поскольку для них очень интересно увидеть собственными глазами яркие контрасты прошлого и современного.

Старинная часть Ташкента была местом концентрации населения, занятого в непроизводственной сфере и имеющей тенденцию расширяться. Здесь располагались ремесленные кварталы, охватившие различные профессии-чеканщики по металлу, резчики по дереву, ткачи по изготовлению изделий национальной одежды и предметов утвари, ювелиры, мастера хлебо-пекарни, повара национальной кухни. Все они концентрировались вокруг старого города и базара Чорсу, известного в Средней Азии со средних веков и имевшей большое значение для Великого шелкового пути.

Анализ территориальной общности в процессе урбанизации считается весьма востребованным и актуальным для социологов. Основной ячейкой городского расселения являются малые территориальные общины – махалли, являющиеся составными элементами городской агломерации. В состав современного Ташкента входят более 600 махаллей, которые имеют право устанавливать основные принципы самоуправления, распределения адресной помощи престарелым, малоимущим семьям, инвалидам различных категорий, решения многих повседневных проблем. Население таких общин, обычно не превышает 5-10 тысяч человек. По законодательству Узбекистана махалля признана важнейшей социальной общностью общества, в качестве основного социального института, которое сравнимо разве с лишь с кантонами Швейцарии, или рабочими кварталами Парижа, но значительно отличающиеся своим социальным обликом, где воочию увидишь сочетание традиционного и современного.

В таких территориальных общинах сосредотачиваются многие формы жизнедеятельности индивидов и групп, являющихся важными элементами образа жизни различных слоев населения. Именно махалля- как муниципальное образование ответственно за благосостояние жителей, благоустройство территории, качество коммунальных услуг и т.п. Несмотря на исключительно высокую территориальную мобильность, коренные узбеки в массе своей все еще сохраняют свою ориентацию на местную общину, рассматривая ее в качестве общего дома, общей семьи, в которой люди живут в дружбе и согласии между собой. В то же время широко распространено мнение о повышении роли местных общин и чувства общности ее членов, которое в высшей степени характерно именно для самоуправления.

Махалля – как традиционная община, территориальная общность на основе самоуправления граждан, считается единственной средой, где возможно сохранение истинно человеческих ценностей и образа жизни. Она является источником реальных социальных процессов и прежде всего идеи самореализации, идеи общинной демократии, находящая свою опору в мощной народной традиции. Принципы бережливости, ответственности, инициативности были естественными духовными продуктами богатой общинной жизни в махалле. По нашему мнению, махаля – как территориальная община узбекского народа обладает в настоящее время высоким социальным статусом, она призвана стать источником гармонии в обществе. Махалля имеет большое психологическое воздействие на самые широкие слои населения. Он также выступает в качестве традиционного коллективного воспитателя в деле социального поведения своих членов. На современном этапе, для образования махалли на территории города, ее численность должна составлять не менее 5 тысяч человек, отсюда следует, что существование в Узбекистане – множества общин- махаллей, пользующихся некоторыми автономными правами- эта социальная реальность.

В старых кварталах Ташкента в отличие от современных находился полюс традиционного жилищного комфорта, приспособленный к современным требованиям – наличие гаражей для автомобилей, ванных комнат, душевых. По сравнению с более благоприятными кварталами здесь по наблюдениям обнаруживается самая большая жилищная скученность, самый высокий процент заболеваний туберкулезом, и значительное количество правонарушений среди подростков. Старый город является отправной точкой для изучения Ташкента. Вместе с тем это дает точное и полное понимание социальной специфики. Противоположность между условиями проживания восточных и западных кварталов, прежде всего, проявляется в инфраструктуре. Это требует углубленного социологического исследования для выяснения диспропорции социальных услуг. Вместе с тем, следует отметить, что многочисленные связи между восточной частью Ташкента и пригородами намного сильнее. Речь идет, прежде всего, о трудовых связях – жители восточных кварталов в основном работают в частном секторе, профессионально заняты индивидуальным предпринимательством в сфере торговли и быта, соответственно уровень социальной стратификации является специфическим, отличающийся от западных кварталов, где сосредоточены правительственные учреждения, предприятии и организации, выступающие центром политической жизни столицы.

С учетом изложенных выше обстоятельств социальное пространство агломерации с точки зрения социологического подхода можно разделить на несколько зон концентрации.
Первая зона – представляет собой ядро Ташкента, его деловой, коммерческий и финансовый центр. Сегодня сюда можно включить Ташкент-сити, который после ввода в эксплуатацию будет представляться в этом ракурсе и отвечать этим условиям. К тому же рядом располагается хокимият города Ташкента-высший орган исполнительной власти.
Вторая зона – это зона аккультурации, то есть она не однородна по социальному составу населения. Рабочие кварталы в зоне аккультурации- это Чиланзар, Сергели, Госпитальная, Каракыш, Куйлюк.
Третье – это смешанная зона, наполовину жилая, наполовину деловая, представляет собой переходную зону от центра города к ближайшим пригородам. В ее кварталах размещены мелкие и средние предприятия. Сектор, занимаемый элитарными слоями населения являет собой самую роскошную часть Ташкента с великолепными особняками и просторными кварталами, сюда следует отнести своего рода ташкентскую рублевку- Ипакчи, центр Луначарского, Ракатбоши, Бодомзор, и другие, современные полисы – Акай-сити, Ташкент-сити, Алмазар-сити, застроенные элитными домами и современным социальным сервисом.
Четвертая зона – в ней размещены крупные промышленные предприятия и отличается быстро растущей плотностью и значительной долей активного населения.
Пятая зона – включает пригороды, с преимущественным аграрным населением и малыми городами, наличием сельскохозяйственных плантаций, снабжающие Ташкент овоще – бахчевой продукцией и фруктами (яблоки, виноград, груши, абрикос, инжир, дыни, арбузы и т.д.) удовлетворяющей спросы городского населения ( пригороды Янгиюль, Келес, Назарбек, Хасанбой, Кибрай, Занги-ата,).

Такое распределение является своеобразной точкой отсчета для изучения динамики социально-экономического развития города Ташкента и образа жизни его населения. Оно позволяет не только уточнить границы ташкентской агломерации, выявить основные тенденции в ее пространственном развитии в условиях грандиозного жилищного строительства, но и детально документировать социальную сегрегацию и социальную дифференциацию пространства города и агломерации. Здесь можно использовать идеи американской Чикагской школы городской социологии-фотографирование социального портрета столичной агломерации, выявить закономерности и общие тенденции урбанизации в Узбекистане. Это позволяет сказать, что развитие ташкентской агломерации будет определяться не только экономическими, географическими факторами, но главным образом рекомендациями социологов, географов и демографов по сотрудничеству с органами управления и социальной активностью людей, которые могут сознательно и целенаправленно жить, создавать, в своем родном городе и принимать живое участие в ее социокультурной и политической жизни.

Социальное планирование является важным механизмом управления для городской власти. Оно позволяет определить социальное неравенство среди городских слоев населения и в то же время выявить ожидания людей на ближайшую перспективу. По нашему мнению, городское социальное планирование является новым мощным фактором урбанизационных процессов в Узбекистане за годы независимого развития. Городская политика, которую проводит правительство республики-позволяет определить главные направления организации социального пространства и финансовой политики коллективного потребления (жилье, транспорт, объемы социального обслуживания, рекреации и т.п.), разрешить объективные экономические трудности, связанные с воспроизводством рабочей силы и повышением уровня социальной активности городского населения.

Масштабная государственная жилищная политика, инициированная Президентом Ш. М. Мирзиёевым, поражает, прежде всего, размерами обновления, она направлена на стабилизацию жилищного вопроса. Темпы строительства в столице республики связаны с возведением современных кварталов с небоскребами и развитой социальной инфраструктурой. Однако это затронуло, прежде всего, интересы малых городских земельных собственников. Это касается ценообразования на один квадратный метр жилья, которое, на наш взгляд, намного превышает уровень доходности населения, а кредитная политика банковской сферы не учитывает реального покупательского спроса населения. В конечном итоге возникают противоречия, требующие вмешательства городских властей для ее разрешения.

Завышенные цены на жилые квартиры, построенные за счет частного капитала, со ссылкой на удорожание строительных материалов, завозимых из-за рубежа, привели к тому, что они не позволяют людям среднего достатка обрести жилье на ближайшую перспективу. 5-6 миллионов сумов за один квадратный метр жилой площади (около 400-500 долларов США) предлагаемый частным застройщиком приводит к монополии собственника, преследующего лишь собственную прибыль. При таком положении цены на двух-трех комнатные квартиры становятся астрономическими для простых граждан, не имеющих соответствующих доходов. Подгон жилищного строительства и его ценообразования по стандарту западных стран, или Казахстана и России не приемлемы для нашей страны в социальном плане. Они не учитывают реальные доходы людей, желающих обрести квартиры в новых домах.

Именно социальное планирование в городе Ташкенте позволит преодолеть негативные моменты, достигшие драматических размеров. Они больно ударили, прежде всего, по социально уязвимым слоям населения, у которых снесли старое обветшалое жилое строение, но предложили неравноценный обмен. Эта ситуация вызвала протестное настроение у отдельных групп населения, требующих введения государственного жилищного обеспечения.

Лишь кардинальное изменение городской жилищной политики в 2016-2020 годы, инициированное избранным Президентом Ш. М. Мирзиёевым способствовало принятию специального постановления правительства республики, нацеленного на стабилизацию уровня заработной платы и доходов средних слоев населения, нуждающихся в государственной поддержке. Самым главным новшеством явилось развитие общественного сектора финансирования строительства жилья, увеличение помощи государства в строительстве жилья «за умеренную плату», посредством льготных кредитов и субсидий, а также принятия специальных документов, касающихся общественного контроля на земельную собственность. Для этого в 2020-2021 гг. был введен ряд мер, дающих право на обретение жилья на льготных условиях, прежде всего, для молодых семей, не имеющих собственного жилья. Например, были определены первоочередные зоны урбанизации и благоустройства в городском масштабе. Однако грандиозное строительство больших жилых комплексов в Ташкенте, стремление городских властей обеспечить соблюдение градостроительных нормативов и тем самым расселить как можно больше людей в новых домах еще не достигло своей конечной цели. Это касается качества жилья и условий социальной инфраструктуры, сопутствующей этой жилой среде. Многие возведенные дома снаружи «блестят» своим великолепным видом архитектуры, а внутри «трещат» вандализмом голых стен, без всякой отделки, осуществление которых становится уделом самих покупателей жилья, то есть дополнительные расходы ложатся на их плечи. Это приводит к грубейшему нарушению потребительских прав наших граждан, тогда как частные застройщики далеко не заинтересованы в их защите.
Согласно государственной программе, правительство республики взяло курс на быстрое развитие Ташкента и его агломерации с тем, чтобы создать индустриальный оплот, способный выдержать конкуренцию. Возникшие крупные предприятия по производству товаров народного потребления, не уступающих зарубежным стандартам качества (холодильники, кондиционеры, бытовые изделия и т.п.), создание транспортной коммуникации, с введением в эксплуатацию кольцевой линии надземного метро, связавшего остальные районы города, осуществление строительства промышленных сооружений и завершения полной реконструкции городской транспортной системы явились практическим воплощением «Стратегии нового Узбекистана». В сфере торгового обслуживания городские власти поощряют частный бизнес на строительство крупных супермаркетов и коммерческих объектов, расширение сети коммунального и сервисного обслуживания, необходимой для жизни города.

Такая политика была направлена, прежде всего, на улучшение качества жизни. В этих целях городская власть призывала людей сплотиться под лозунгом «Я сердцем люблю Ташкент», принимать активное участие в благоустройстве своих кварталов, махали. Сфера социальной инфраструктуры была передана частному сектору в целях обновления внешнего облика территорий. Такая политика стала возможной благодаря тому, что основой для функционирования городской инфраструктуры и городского пространства явились местные инвестиции предпринимателей и частного бизнеса. Например, благодаря этому в городском масштабе появились мини-маркеты на благоустроенных автобусных стоянках.

Анализ роли государственной политики в урбанизационных процессах, которую изучает социология города, включает в себя проблему взаимоотношения центральных и местных органов власти. Государственное вмешательство является приоритетной в области локализации предприятий, контроль за локализацией жилищ, объектов социальной инфраструктуры. Оно выступает инструментом регулирования или социального управления, прежде всего, в области обеспечения качества жизни городского населения. Финансирование транспорта, инфраструктуры, затраты на благоустройство городской жилой среды, разные инициативы местной власти по обновлению целых кварталов и создание объектов социальной инфраструктуры невозможны без активности гражданского населения, ее участия в управлении городом, районом, конкретной махалли.

Под городским обновлением подразумеваются меры по консервации, реконструкции и обновлению жилого фонда ряда городских кварталов Ташкента. Объектом такой политики является старинная часть города, в которой все еще преобладает традиционное жилье с ветхими строениями, зданиями. Без социологических исследований явно видно, что зонами обновления стали те, где было непригодное жилье, подлежащее сносу и компенсации за это благоустроенным жильем. Однако отличительными признаками являются социальный состав населения, прежде всего, плотность, скученность и численный состав семьи. Новое жилье за счет сноса старых растянулось на многие годы, иногда на 30-40 лет. Сегодня в условиях строительства нового Узбекистана, на основе генерального плана города Ташкента вся старая часть города подлежит глубокой реконструкции, с сохранением традиционных домов обновленного вида, Это позволит в ближайшем будущем увидеть наш город в совершенно новом облике и социальном статусе.

Реальным результатом обновления Ташкента является улучшение качества жизни городского населения. Оно отвечает ориентациям плана градостроительства, согласно которым столица должна превратиться в крупный индустриальный, административный и деловой центр не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Государственная политика в городском вопросе может быть альтернативной лишь на основе углубленного изучения социальных проблем. Поддержанием высокого статуса Ташкента занимается социология города. Она призвана глубоко исследовать социальные проблемы многомиллионного города, а также вопросы финансовых инвестиций в социальную инфраструктуру для повышения качества жизни жителей столицы нашей благодатной Родины.
Абдулахат КАХХАРОВ,
Ташпулат МАТИБАЕВ

 

Алоқадор мақолалар

Кўп ўқилган

spot_img