Бош саҳифаНовостиМирСамир Аббасов: Азербайджан восстановил историческую справедливость

Самир Аббасов: Азербайджан восстановил историческую справедливость

Беженцы вернутся на родину, регион вернётся к былой счастливой жизни, наши города, культурные и религиозные памятники будут восстановлены

— Самир муаллим, вы директор Азербайджанского Культурного Центра, который представляет Азербайджанскую культуру в Узбекистане. Сегодня, имеющий большое значение и важность для азербайджанского народа, освобождён от оккупации. Почему Шуша так важна для Азербайджана?

— Шуша — это не просто город в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана, не только географическое понятие, Шуша – колыбель азербайджанской культуры, родина многих выдающихся художников, музыкантов, архитекторов, художников, писателей, людей, которые внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, Шуша-венец Карабаха.

Самир АББАСОВ

Шуша — жемчужина азербайджанской природы с ее равниной Джидир, лесом Топхана, платом Гырх гыз (Сорок девушек), зонтообразным водопадом в Дашалты и несколькими другими райскими уголками. Азербайджанский народ за тысячи лет создал в Шуше многочисленные исторические памятники, и сегодня эти памятники несут в себе следы азербайджанской истории и культуры.

Шуша была столицей исторического Карабахского ханства Азербайджана. Это музей под открытым небом с крепостными стенами, мечетью Саатлы, мечетями Верхняя и Нижняя Гёвхар — ага, дворцами Панах и Гарабёюк ханым ханов, храмом Казанчи и другими памятниками.

Шушу называют консерваторией Кавказа. Это Родина таких великих композиторов как Узеир Гаджибеков, Фикрет Амиров, Солтан Гаджибеков, музыкантов Хан Шушинского, Бюльбюля, Зульфигар бека Гаджибекова, маэстро Ниязи, поэтов мирового значения Молла Панах Вагифа, Хуршудбану Натаван, Гасым бей Закира, Абдурахман бея Хагвердыева, Юсиф Везира Чеменземинли, Фирудин бека Кочарли и сотен других известных личностей.

На протяжении веков азербайджанцы жили, строили, созидали в Шуше. Представьте, что до оккупации, 98 процентов жителей Шуши составляли азербайджанцы.

И как сказала первый вице-президент Азербайджана, президент фонда Гейдара Алиева, Мехрибан Алиева: «В мире есть множество городов, которые по историческим и политическим причинам стали символами. Достаточно произнести их название, чтобы в нашей памяти возник их образ. Для каждого азербайджанца таким городом является Шуша. Шуша была символом оккупации наших земель. С освобождением нами Шуши, она сорвала и сбросила с себя цепи оккупации».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, именно в день освобождения Шуши, посетил могилу общенационального лидера Азербайджанского народа Гейдара Алиева, Аллею Шехидов, отдавших свои жизни за независимость Азербайджана и обратился к народу Азербайджана. Именно в день освобождения Шуши, посетил могилу общенационального лидера Азербайджанского народа Гейдара Алиева, Аллею Шехидов, отдавших свои жизни за независимость Азербайджана и обратился к народу Азербайджана. Он подчеркнул в своём выступлении историческое значение Шуши для Азербайджана, находившейся 28 с половиной лет под оккупацией.

Президент поделился с народом радостной вестью об освобождении Шуши, которая находилась под оккупацией 28 с половиной лет. Глава государства сказал, что дата 8 ноября 2020-го года навсегда останется в истории Азербайджана. Он подчеркнул, что это день нашего подъёма, нашей славной победы.

Это наш древний исторический город. Основание города связано с именем его основателя Панах Али хана. В 1747-ом году, после убийства Надир-шаха, политическая раздробленность на Южном Кавказе вынудила Панах Али хана построить крепость с сильной защитой для обеспечения своей безопасности. Для этого он построил крепость Баят в 1748 году и крепость Шахбулаг в 1752 году. Однако ни одна из этих крепостей не смогла обеспечить безопасность ханства в условиях непрерывных гражданских войн. Панах Али хан решил построить новую крепость, более надежную и недоступную для вражеских атак. 1300–1600 м. над уровнем моря. Крепость, находящаяся на высоком плато и окруженная с трех сторон крутыми скалами, отвечала этим требованиям.

В первые годы новая крепость носила имя своего основателя Панахабад, а позже – Шуша. На момент основания Шуша была небольшим поселком, в котором проживало 162 семьи. Из архивных документов, составленных российскими официальными лицами в начале 19 века, следует, что все эти семьи были азербайджанцами.

Нас очень интересует состояние памятников истории и культуры во время недавних боевых действий. В каком состоянии находятся исторические памятники на освобождённых территориях?

Политика военной агрессии Армении против нашей страны, которая продолжалась почти 30 лет, была направлена также и против культурного наследия Азербайджана.

Большинство из более чем 2600 памятников истории и культуры в Нагорном Карабахе и 7 прилегающих к нему районах, которые были оккупированы вооруженными силами Республики Армения, были разрушены, присвоены и использованы ненадлежащим образом.

Мечети, расположенные на оккупированных территориях, отличающиеся богатым колоритом и архитектурной структурой, архитектурные памятники кавказского албанского периода были разрушены, подвергнуты вандализму и присвоены.

Несколько дней назад мы были возмущены, когда в социальных сетях были показаны видеоролики о полуразрушенном состоянии исторической мечети в Зангеланском районе, освобожденном азербайджанской армией, где армянские оккупанты держали животных, свиней. Позже мы стали свидетелями того же инцидента в Губадлинском районе.

Лично я получил сотни писем из братского Узбекистана и других мусульманских стран. Люди были очень возмущены и выражали свой гнев действиям армянской стороны против культуры, достоинства и религиозных чувств других людей.

Кроме того, были освобождены от оккупации Худаферинские мосты, соединяющие Азербайджан и Иран северного и южного берега реки Араз, расположенные на историческом Шелковом пути и считающиеся жемчужиной азербайджанских культурных памятников. Расположенный в Джебраильском районе Республики Азербайджан 11 арочный мост, построенный в XI-XII веках, а 15 арочный мост – в XIII веке. Мосты Худаферин — это один из уникальных памятников азербайджанской архитектуры, считаются одними из самых величественных и знаменитых мостов на Ближнем Востоке. Этот великолепный памятник азербайджанской архитектурной школы привлёк внимание многих историков всего мира. Известно, что этот мост сыграл важную роль в развитии экономических и культурных связей Азербайджана с Индией, Ближним Востоком, Россией и Западной Европой. Конечно, как и другие памятники в оккупированной зоне, с историческим мостом есть проблемы.

Принимая во внимание исключительную ценность, уникальный ландшафт, высокое архитектурно-инженерное решение, а также его расположение на территории двух стран, Министерство культуры Азербайджанской Республики предусматривает совместные меры с Исламской Республикой Иран по включению мостов Худаферина в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В ходе военной операции армяне объявили на весь мир, что церковь «Казанчилар» в Шуше подверглась обстрелу Азербайджанскими вооружёнными силами. Пожалуйста, предоставьте информацию по этому поводу.

Республика Армения ведет на международном уровне грязную кампанию против нашей страны. Одно из таких действий связано с якобы повреждением церкви «Казанчилар» в Шуше в результате ракетного удара Вооруженных сил Азербайджанской Республики. Любой памятник, расположенный на территории Азербайджанской Республики, является неотъемлемой частью культурного наследия азербайджанского народа. Все образцы культурного наследия, расположенные в этих местах, принадлежат народу Азербайджана.

В 1868 году в Шуше была построена церковь «Казанчилар». По словам армянского писателя Маркара Бархударянца, в документах памятника советского времени эта церковь также упоминается как «Победители». В паспорте памятника, подготовленном в 1987 году, указано, что церковь «Победителей» построена на месте древнего зороастрийского храма.

Было отмечено, что до оккупации Шуши вооруженными силами Республики Армения церковь «Победителей» должным образом охранялась азербайджанским государством.

Церковь была зарегистрирована Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 132 от 2 августа 2001 года (инвентарный № 358) и впервые была включена в список памятников архитектуры Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР № 145 от 27 апреля 1988 года.
Также по проекту, подготовленному в 1981 году специалистами реставрационной мастерской Министерства культуры Азербайджанской ССР, в 1984-1985 годах на памятнике велись восстановительные работы.

В ходе реставрационных работ, проводимых по проекту известного азербайджанского архитектора Фахраддина Миралаева, были выявлены некоторые факты, связанные с памятником. После оккупации Шуши, его 3 раза незаконно ремонтировали. Архитектор отметил, что при реставрации церкви «Победители» («Казанчилар) были обнаружены следы зороастризма. Архитектурный стиль церкви не типичен для армянских церквей.

В результате агрессии Армении против Азербайджана на оккупированных территориях наряду с жилыми домами, объектами образования, промышленности и сельского хозяйства были разрушены сотни учреждений культуры, в том числе 927 библиотек с фондом 4,6 миллиона книг, 808 дворцов культуры, клубов и школ, 85 музыкальных и художественных школ.

Кроме того, жертвами армянского вандализма стали 22 музея и музейные филиалы с более чем 100 000 экспонатов, 4 художественные галереи, 4 театра, 2 концертных зала, 8 парков культуры и отдыха.

Алоқадор мақолалар

Кўп ўқилган

spot_img