Бош саҳифаАнализПрофессор Кямран Рустамов: Армянские ходоки или 300-летнее хождение по государственности (Часть...

Профессор Кямран Рустамов: Армянские ходоки или 300-летнее хождение по государственности (Часть – 1)

До XVII века в Европе понятия не имели об армянах. В XVII столетии стала просачиваться информация о некоторых так называемых армянских общинах как неких последователях христианства. И тем более мало кто знал о существовании неизвестно откуда пришедшего в Малую Азию хайасского племени, представителей которого позже и будут называть армянами.

Вспомним слова Манука Абегяна, известного литературоведа, языковеда, фольклориста, академика: «…где корни армянского народа, как, когда, в какое время, откуда и какими путями он пришел сюда… Мы не располагаем точными и ясными свидетельствами этого». («История армянской литературы», Ереван, 1975).

В XVII – XVIII веках армянские ходоки шастали по палатам европейских правителей в надежде получить помощь в создании армянской государственности. Но их не знали в Европе. Так, Исраэль Ори посетил Венецию, Париж и Вену. Он вступил в армию Людовика XIV и вошел в контакт с высшими политическими кругами Франции, постоянно поднимая вопрос об освобождении армян, но встретил холодное безразличие. Вот тогда и в западных умах зародилась идея использования армянского фактора с целью вбивания клина между Османской и Российской империями.

Все многочисленные письменные источники на армянском языке, содержащие так называемые «героические» и «трагические» страницы армянского народа, написаны, как утверждают некоторые ученые, еще в первом 1000-летие нашей эры. Хотя они появились или чудесным образом были «обнаружены» как раз в период с XVII по ХХ века (Экозьянц Ф.В. Исраэл Ори, Москва, 2020, стр.8-9). Вот тогда и стали рисоваться карты надуманной «великой Армении», которые в будущем будут предъявлены российским правителям. Именно эти карты должны будут свидетельствовать о правах армянского народа на территории, занятыми «басурманами».

В 1700 году Ори встретился с императором Леопольдом I, который сказал ему, что для успеха такого плана ключевую роль играет поддержка России. Не добившись результатов в Германии и Австрии, в 1701 году Ори отправился в Москву. Но самое главное, армянские ходоки должны были внушить российским правителям их право, правопреемство на Византийское наследие, на Константинополь! С этим и направились армянские ходоки в русские земли.

В Москве Ори передал Петру I прошение, в котором армяне просили помочь армянскому народу освободиться от персидского гнета. Обращаясь к Петру I, как к главе великой христианской державы, армяне через Исраела Ори сообщали: «Молим величества вашего, рыдая и плачущи, дабы нам способил на самую крайнюю нужду, которую мы ныне терпим. Зело удобно есть славное сие дело начинати, еще ваше величество ваше изволит нам сию милость показать, избавити нас от пленений… Господин Израиль Орий покажет удобность его дела, и мы ведаем, что сие может быть через величество ваше, его же слава оттуду возсияти будет вечно».

Авторы послания особое внимание обращали на моральную сторону просьбы – спасение христианской веры: «Величество ваше превели(ку)ю мзду имети будешь из толикого дела. Коликие тысящь жен христианских, так армянских, как и грузинских, и иных народов, которые оставя веру христианскую, к неверным совокупляются по всякой год, ради бед и ради насилия, которое великое прибавление учинит веру неверных и ослабляет от дни до дни веру христианскую… Мы будем последние всех прочих и обещаемся наше житие и все наше богатство к службе вашего величества и сему делу, что мы объясняем, изволит ваше величество верить, понеже в сем нашем житии сие будем сохраняти».

В письме к Петру I Исраел Ори писал, что армянский народ, когда-то имевший свое государство, уже более 250 лет находится под чужеземным игом и от России ждет своего спасения, которое избавило бы его от «вечной смерти». Армянский народ уверен, далее говорится в письме Ори, что придет из «Московского дому великий некоторый принцепс, который будет многим храбрее, нежели Александр Великий, который королевство Арменское возмет и христиан избавити будет»….

Но вскоре. Ори скончался, и другие ходоки пошли в русские земли.

Идея была прежней, Петра Первого в письмах стали величать «Великим Константином», намекая на императора Константина, последнего византийского императора, который погиб во время захвата Константинополя османами. Семена раздора были посеяны. Плоды посеянной ненависти, тюркофобии будут проникать глубоко в ткани российского сообщества. Все это наносило огромный ущерб обеим империям. Более 50 лет горячего противостояния. Когда в 1914 году министр обороны Османской империи предложил послу России в Стамбуле Крису заключить союзнический договор, посол отказал: «Зачем нам союзнический договор. Нам нужен Константинополь».

Обе империи распались в результате Первой мировой войны. Некоторое время турецко-российские отношения носили поступательный характер. Но пришедший к власти новоявленный коммунистический «царь всея России» Сталин перевел стрелки на конфронтацию и мыслями о Константинополе, что в конечном счете заставило Турцию примкнуть к НАТО. Только благодаря выверенной политике Владимира Путина отношения с Турцией стали налаживаться, несмотря на очень серьезные провокации, устроенные западнокатолическим союзом с тем, чтобы вовлечь обе страны в горячее противостояние. Но мудрость лидеров обеих стран смогла пройти и эти испытания.

Алоқадор мақолалар

Кўп ўқилган

spot_img