Бош саҳифаАнализКОНСТИТУЦИЯ НА ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

КОНСТИТУЦИЯ НА ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

…Основной Закон закрепил гарантии национальной независимости, о которой долгие годы мечтал наш народ, прав и свобод человека, избранный нами путь развития.
Шавкат Мирзиёев

Развитие социальной сферы нашей страны имеет высокий приоритет перед государственной политикой, так 2022 год был объявлен – «Обеспечения интересов человека и развития махалли».
В соответствии со 2 частью статьи 39 Конституции Республики Узбекистан говорится, что «Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях.

Необходимо отметить, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума». На данный момент в нашем законодательстве не даны понятия прожиточному минимуму.
Так, в международном опыте «прожиточный минимум» – это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья, набора пищевых продуктов, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей человека. Оно включает в себя: потребительскую корзину и коммунальные выплаты, и сборы.
Исходя из этого, нам необходимо также внести в законодательство понятие «потребительской корзины».

Потребительская корзина — примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.
Потребительская корзина состоит из 3-х частей:
1 – продукты питания;
2 – непродовольственные товары: одежда, обувь, предметы первой необходимости, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения и т.д.;
3 – услуги: коммунальные, транспортные, культурно-образовательные и т.п.

Обычно потребительская корзина разрабатывается для 3-х основных социально-демографических групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. То есть при определении прожиточного минимума для разных слоев населения необходимо определить нормы потребления всех наименований потребительской корзины за определенный период времени. Например, рассчитать набор и количество продуктов питания, которые обычный среднестатистический гражданин должен ежедневно потреблять для нормальной жизнедеятельности. Или какая сумма в месяц ему необходима для покрытия всех коммунальных расходов.

При этом обычно в состав потребительской корзины не включаются товары, без которых человек вполне может жить и оставаться здоровым: табачные изделия, алкогольные напитки, деликатесные продукты, предметы роскоши и т.д. Например, в Российской Федерации имеется Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» а также Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5308 от 22 января 2018 года «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» поставлена задача определение «потребительской корзины».

В июле 2018 года Министерство экономики и промышленности озвучило примерные цифры потребительской корзины и прожиточного минимума в Узбекистане. Потребительская корзина по итогам тестовых исследований в Ташкентской и Ферганской области составила 650 тысяч сумов за первый квартал, прожиточный минимум — 800 тысяч сумов.

26 марта 2020 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП–5975 «О мерах по коренному обновлению государственной политики в области развития экономики и сокращения бедности» было дано поручение по внедрению во все регионы республики начиная с 2021 года минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума, основываясь на результатах эксперимента, проводимого в городе Ташкенте, Ташкентской и Ферганской областях.

Но, к сожалению, по сей день ни понятия потребительской корзины, ни прожиточного минимума не были внесены в законодательство Республики Узбекистан.
Постановлением Кабинета Министров от 27 августа 2021 года под № 544 «О введении в действие порядка расчета стоимости минимальных потребительских расходов» в качестве критерия (или порога) бедности используется показатель минимальных потребительских расходов, также определено что информационная система «Единый реестр социальной защиты» будет признавать семьи малообеспеченными в случае среднедушевого дохода семьи меньшего данной суммы.

8 января 2022 года Государственный комитет по статистике объявил обновлённые минимальные потребительские расходы (МПР) населения что составил 498 тысяч сумов на человека в месяц (16,3 тысячи сумов в день).
Отметим, что минимальные потребительские расходы учитывают ежедневные потребности человека в продовольственных и непродовольственных продуктах, а также услугах. Этот метод подразумевает определение базовых расходов, необходимых для подсчёта дневного бюджета человека. А также данное понятие не отражено в Конституции Республики Узбекистан в отличии от потребительского минимума.

В 2022 году минимальные потребительские расходы что есть альтернатива минимальному потребительскому минимуму, хоть и не является ею, составил 498 тысяч сумов но в ходе выборов в 2019 году председатель Народно-демократической партии Улугбек Иноятов заявил что в городе Ташкент 2,5 миллиона сумов – это достаточный прожиточный минимум для семьи из 5 человек, что эквивалентно по 500 тысяч сумов на человека.
2019 году слова Улугбек Иноятова попали под общественное порицания. Не малую роль в этом сыграли СМИ неправильно преподнося населению его слова. Тем самым дискредитировав его перед электоратом Народно-демократической партии. Стоит отметить, что Улугбек Иноятов уточнил что данная сумма является прожиточным минимумом.

Сумма, указанная Улугбеком Иноятовым в 500 тысяч суммов на душу человека на январь 2022 года учитывая уровень инфляции исходя из показаний Центрального банка Республики Узбекистан должна составить более 650 тысяч суммов.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2022 года «О дополнительных мерах материальной поддержки нуждающихся в социальной защите слоев населения» с 1 мая 2022 года было установлено что минимальные выплаты пенсии по возрасту будут равняться — 633 000 сумов в месяц, а пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы — 500 000 сумов в месяц.

Объявление о повышении минимальных потребительских расходов Государственным комитетом по статистике получило большое количество отрицательных комментариев в социальных медиа что говорит о негодовании населения данными цифрами. Что является не без почвенными на фоне повышения цен на товары первой необходимости, чего стоит только лишь повышение цен на буханку хлеба с 1600 сумов до 2800 – повышение в размере 75% от изначальной стоимости.
Исходя из выше сказанного, необходимо заняться глубоким анализом данного вопроса для его урегулирования.
Во-первых, воспользовавшись случаем реформированием Конституции Республики Узбекистан внести изменения в статью 39 нашего главного закона, изложив её в следующей редакции.

«Граждане имеют право на социальную защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.
Пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Государство обязано ежегодно высчитывать прожиточный минимум населения.»
Во-вторых, урегулировать на законодательном уровне понятия «прожиточный минимум» и «потребительскую корзину».
Что поспособствует установления принципа «Новый Узбекистан — социальное государство».
Умиджон Таллибаев,
преподаватель кафедры «Обеспечения общественной безопасности» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан

Алоқадор мақолалар

Кўп ўқилган

spot_img