Бош саҳифаАктуальноИнформация о международных наблюдателях

Информация о международных наблюдателях

15 сентября текущего года состоялась пресс-конференция Миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ. В ходе мероприятия объявлено о начале деятельности Миссии по наблюдению за президентскими выборами в Узбекистане запланированными на 24 октября 2021 года.

Отмечалось, что для наблюдения за выборами по приглашению ЦИК Узбекистана прибыла Основная команда наблюдателей Миссии БДИПЧ ОБСЕ во главе с господином Оуэном Мёрфи (Ирландии)
в составе 12 человек из Германии, Австрии, Беларуси, Польши, Молдовы, Словакии, Украины, Румынии, Грузии и Северной Македонии.

Всего от Миссии БДИПЧ ОБСЕ будут присутствовать около 300 наблюдателей, в том числе 28 долгосрочных наблюдателей из
18 стран таких как Чехия, Франция, Италия, Германия, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария, Россия, США, Дания, Финляндия, Грузия, Венгрия, Кыргызстан, Литва, Нидерланды и Великобритания, которые будут наблюдать за избирательным процессом в регионах Узбекистана, а также 250 краткосрочных наблюдателей для наблюдения за процедурой голосования в день выборов.

В ходе мероприятия также подчеркивалось, что это третья полноценная миссия за 2016-2021 годы. В целом, что в Узбекистане Миссия для наблюдения за выборами БДИПЧ ОБСЕ осуществляла свою деятельность в Узбекистане в ходе пяти парламентских в 1999, 2004, 2009, 2014, 2019 гг. и трех президентских выборов в 2007, 2015 и 2016 гг.

Ранее, в период с 24 по 28 мая т.г. в Узбекистане пребывала Миссия по оценке потребностей (МОП) БДИПЧ ОБСЕ, которая провела встречи в парламенте, Верховном суде, министерствах и ведомствах, политических партиях, а также общественных организациях страны.
По итогам визита МОП БДИПЧ ОБСЕ, 19 июля т.г. Бюро опубликован отчет, в котором рекомендуется развернуть полноценную Миссию по наблюдению за выборами (МНВ) на президентских выборах, проводимых 24 октября т.г.

В отчете МОП была дана позитивная оценка предвыборной обстановки и процесса подготовки к выборам, принятым в стране мерам для обеспечения их проведения свободными.

Отмечено, что при организации предстоящих выборов были учтены мнения и рекомендации экспертов БДИПЧ ОБСЕ, которые были изложены в отчетах по итогам предыдущих президентских выборов.

В частности, положительно оценен тот факт, что в текущих выборах принимает участие кандидат-женщина, тогда как в предыдущих президентских выборах в 2016 году женщины недостаточно были представлены на избираемых и исполнительных органах. Также отмечены изменения при проведении выборов. В частности, сняты ограничения на участие в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой опасности и менее тяжкие преступления.

Усилена роль наблюдателей от политических партий в обеспечении гласности и демократичности выборов. Они могут получать копии документов о результатах выборов сразу после составления протокола избирательной комиссии по итогам подсчета голосов. Установлен порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов для всеобщего ознакомления на срок не менее 48 часов;

Предусмотрен Единый электронный список избирателей Республики Узбекистан, являющийся государственным информационным ресурсом, содержащим информацию об избирателях, адреса их постоянного и временного места жительства.

Законодательно закреплен порядок включения в список избирателей граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, независимо от их консульского учета в дипломатических представительствах, а также правовые основы для голосования в переносных избирательных урнах по месту жительства или работы избирателей за рубежом;

Созданы более благоприятные правовые условия политическим партиям для проведения агитаций, организации общепартийных выборных мероприятий, в том числе массовых, по проведению избирательной кампании;

Предусмотрен четкий порядок обжалования субъектами избирательного права принятых решений на всех этапах подготовки и проведения выборов, а также урегулирован порядок рассмотрения избирательными комиссиями обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения выборов и подведения итогов.

Внедрен уведомительный порядок для массовых собраний, митингов и шествий, организуемых политическими партиями в ходе выборов.

Центризбиркому в 2021 году из государственного бюджета «на текущие расходы» выделено в 74 раза больше средств, чем в 2020 году – 304,2 млрд сумов против 4,1 млрд.

По имеющейся информации, из представленных БДИПЧ ОБСЕ по итогам президентских выборов в Узбекистане 2016 года 24 рекомендаций 19 приняты, в целом за 2016-2021 годы полностью имплементированы в избирательное законодательство Узбекистана 29 рекомендаций, 8 рекомендаций приняты частично.

В отчетах Миссии, подготовленных в ходе последнего наблюдения за выборами, отдельно подчеркивается, что «выборы проходили в рамках значительно обновленной правовой базы». Упомянут ряд нововведений в выборном законодательстве, которые соответствуют ранее представленным рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ.

Отличительной особенностью данных отчетов является признание существенного прогресса в сфере совершенствования выборного законодательства и избирательной практики, констатация усилий правительства страны по модернизации системы общественного и государственного управления. В частности упомянут Избирательный кодекс Республики Узбекистан, принятый в новой редакции, где учтены такие вопросы, как голосование граждан находящихся за рубежом. Также отмечено, что процессы трансформации положительно повлияли на все секторы, включая свободу слова, открытость государственных органов и деятельность средств массовой информации.

Напоминаем, что Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) является институтом в области прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – межправительственного органа, деятельность которого направлена на обеспечение демократии в 57 государствах-участниках Организации.

Узбекистан является участником ОБСЕ с 1992 года. В 1994 году начало работу Представительство Республики Узбекистан при ОБСЕ (г. Вена). В 1995 году по приглашению узбекской стороны в г. Ташкенте было открыто Бюро ОБСЕ по связям с Центральной Азией, которое осуществляло деятельность по налаживанию контактов на различных уровнях и взаимодействию в сферах, представляющих взаимный интерес. В июне 2006 года, по инициативе узбекской стороны, Постоянным советом ОБСЕ было принято решение об учреждении офиса Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане вместо существовавшего до того времени Центра ОБСЕ в г. Ташкенте. В июле 2006 года Правительством Республики Узбекистан и ОБСЕ был подписан Меморандум об учреждении поста Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане.

На предстоящих выборах также планируется присутствие миссий наблюдателей от Парламентской ассамблеи ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОИС, а также других международных структур и иностранных государств.

За прошедшие годы наблюдается рост числа иностранных и международных наблюдателей на выборах: если на президентских выборах в 2016 году участвовало 555 (296 в 2015 году) иностранных наблюдателей, то на парламентских выборах 2019 года их количество составило 825 (331 в 2014 году). Это свидетельствует о том, что выборы в Узбекистане проходят в контексте кардинальных изменений и демократических реформ, в условиях новой политической среды, которая привлекает все большее внимание международного сообщества.

Алоқадор мақолалар

Кўп ўқилган

spot_img