Бош саҳифаЯнгиликларЖаҳонКак повысить квалификацию, не посещая лекций: опыт стран системы общего права

Как повысить квалификацию, не посещая лекций: опыт стран системы общего права

Последние несколько лет мы являемся свидетелями фундаментальных преобразований не только в сфере получения высшего образования юристов, но и в системе повышения их квалификации. Причем последнее представляет собой процесс совершенствования умений юриста в течение всей жизни, то есть непрерывное образование осуществляется в режиме «нон-стоп». И так же, как базовое высшее образование, система переподготовки и повышения квалификации, как часть непрерывного образования, подвержена критике и претерпевает ряд изменений.

Президент Шавкат Мирзиёев в Указе «О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан»
№ УП-5987 от 29 апреля 2020 г. отметил ряд системных проблем и недостатков, препятствующих подготовке высококвалифицированных специалистов-юристов и развитию юридической науки в стране. В частности, подчеркнута низкая эффективность отечественного юридического образования, а также ограниченный доступ к образованию как студентов, так и слушателей курсов повышения квалификации из регионов. Кроме того, глава нашей страны призвал к внедрению результатов научных исследований в сфере права, широкому использованию передовых методик преподавания, а также модернизации образовательных стандартов и пересмотру учебных программ с учетом современных требований.

Говоря о недостаточной эффективности учебных программ, в первую очередь, нужно упомянуть пассивное восприятие информации слушателями, вместо того, чтобы развивать у юристов полный инструментарий навыков и компетенций, которые с большей долей вероятности пригодятся им на рабочем месте. Такой метод восприятия информации не способствует усвоению в долгосрочной перспективе и лишает слушателей уникальной возможности гибкого обучения. Во-вторых, отмечается статичное состояние образовательных программ, вместо их постоянного совершенствования с учетом передового мирового опыта. В зарубежных учреждениях осуществляется регулярное обновление учебных программ с учетом не только законодательных поправок и появления новейших ответвлений права, но и прирост различных форматов обучения, отводящих ведущую роль самообучению и призванных максимально вовлечь обучающихся в образовательный процесс.

В целях адекватного и своевременного реагирования на процессы общественных преобразований и реформ, а также учитывая острую потребность в совершенствовании юридического образования, требуется внедрение международных стандартов, что, в свою очередь, требует изучения передового международного опыта. Одна из таких задач – разработка рекомендаций, направленных на анализ проводимых научно-исследовательских работ в сфере правоведения – возложена и на Центр повышения квалификации юристов. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании деятельности Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан» № 531 от 27 июня 2019 г. одними из основных направлений деятельности Центра являются:

  • осуществление научных исследований в области права;
  • разработка и представление рекомендаций по совершенствованию государственной кадровой политики.

С вышеуказанными проблемами сталкивались образовательные системы разных стран, и поэтому, прежде, чем определить свою стратегию действий, возникает необходимость изучения практики передовых зарубежных образовательных учреждений с целью выработки предложений по совершенствованию процесса повышения квалификации в стране. Проведенный анализ деятельности ведущих учебных институтов (центров, академий) зарубежных стран позволил выявить общие тренды в области организации повышения квалификации юристов (адвокатов, юрисконсультов и других представителей профессии). Несмотря на различия, свойственные некоторым регионам в пределах одной страны с федеративной формой государственного устройства, можно выявить определённые общие характеристики среди таких стран системы общего права как: США, Канада, Великобритания и Австралия.

Подготовка самостоятельно мыслящих, конкурентоспособных кадров невозможна без использования в образовательном процессе цифровых технологий и современных методов. Для достижения этой цели вышеупомянутые зарубежные образовательные учреждения внедрили практику, согласно которой слушатели сами выбирают, как им удобно пройти программу повышения квалификации. В представленных странах юристы могут продемонстрировать выполнение обязательства по повышению квалификации не только посещая очные лекции, но также участвуя в следующих видах учебных мероприятий:

Участие в дистанционных учебных тренингах
Такое обучение можно охарактеризовать как удаленное взаимодействие между преподавателем и слушателем посредством информационно-коммуникационных технологий без потери существенных компонентов очного образования. Такой тип обучения может проводиться в виде телеконференций, веб-занятий, общения в чате, с помощью электронной почты и т.д. Данный тип обучения по большей части рассчитан на самообразование обучающегося. Этот тип обучения может быть как синхронным, так и асинхронным. То есть, преподаватели и слушатели взаимодействуют в режиме реального времени либо онлайн-семинары (вебинары) предварительно записываются и выкладываются на учебной платформе, как, например, в Великобритании. Вебинары проводятся по самым различным тематикам – защита авторских прав, лизинг, право и воздушное пространство, психическое здоровье и благополучие на рабочем месте и т.д. Продолжительность каждого вебинара – от часа и более. В США для удобства к некоторым курсам прилагаются транскрипции видео- и аудио-материалов. Кроме того, обучение в дистанционном формате позволяет охватить большое количество слушателей.

Обучение в режиме онлайн через учебную платформу
В некоторых странах существует ограничение максимального количества кредитов, которые слушатель может получить, проходя обучение в таком формате. Максимум кредитных часов, выделенных для этой формы обучения в Канаде – 6. В Великобритании некоторые курсы предварительно записываются и размещаются на учебной платформе; некоторые даже доступны для скачивания и хранения для дальнейшего использования. Такой формат обучения дает возможность слушателям просматривать видео-лекции в собственном темпе неограниченное количество раз. Продолжительность таких видео-роликов около 3 часов.

Приобретение курса на DVD или CD носителе
Данная практика направлена на самостоятельное ознакомление с лекциями путем просмотра записанных на компакт-диске видео-лекций, а также прослушивание аудио-курсов, предоставленных на CD диске. Слушателям дан карт-бланш на выбор и приобретение на сайте образовательного учреждения CD/DVD компакт-дисков с материалами. Данный процесс аналогичен совершению покупки в интернет-магазине – нужные курсы пользователь помещает в корзину и осуществляет платеж онлайн.

Участие в смешанных учебных мероприятиях (blended learning)
Эта форма обучения представляет собой гибкий процесс взаимодействия, основанный на смешении различных подходов к образованию – пересылка учебных материалов, выполнение письменных работ, проведение консультаций с использованием различных средств связи. В США данная практика представляет собой комбинацию онлайн-курсов и очных семинаров. Онлайн курсы включают в себя изучение слушателями текстовых материалов, видео-материалов и работу с другими ресурсами для повышения уровня знаний по различным тематикам, в то время как очные семинары направлены на развитие таких навыков, как эффективное общение, планирование дел в адвокатских формированиях, интервьюирование, оценка и прочее.

Писательская/издательская деятельность
Адвокат может выполнить свое требование по обучению, опубликовав статью и т. д. по юридической тематике. В Австралии юрист может претендовать на 1 кредитный час за каждые 1000 слов, но не более 5 кредитных часов в год. В Канаде зачет кредитов возможен при написании книг, статей, блогов по юридической тематике, которые предназначены для публикации или для включения в материалы курса. Максимум 6 кредитных часов в год может быть запрошено юристом для каждого письменного проекта на основе фактического времени, затраченного на подготовку конечного продукта.

Участие в зарубежных учебных мероприятиях
Е
сли юрист участвует в каких-либо иностранных учебных тренингах, он также может задекларировать необходимые учебные часы в счет обучения. Юрист может требовать учета фактических часов, затраченных на такие учебные мероприятия. Иностранные учебные мероприятия оцениваются по содержанию. Адвокаты обязаны ежегодно представлять отчет о своей учебной деятельности за рубежом в местную коллегию адвокатов.

Оказание услуг pro bono
В США юрист может рассчитывать на кредит за оказание юридических услуг pro bono клиентам, которые не могут позволить себе адвоката. Такое дело может быть передано юристу распоряжением суда, комиссией по повышению квалификации или коллегией адвокатов. Минимальное количество кредитных часов, выделенных для этой нормы – 6, максимальное – 10.

Проведение презентации
В Австралии юрист может накапливать кредиты путем проведения презентации, но максимальное количество доступных кредитов за участие в таком мероприятии – 5. Поскольку повышение квалификации направлено на развитие профессионализма юриста, а не просто на занятие юридической практикой, каждый практикующий юрист может избрать для себя предметную область, если она соответствует критериям повышения квалификации.

Участие в международных соревнованиях по праву (moot court)
В США кредит может быть получен за подготовку студентов юридических факультетов к международным конкурсам по праву, проходящим в формате имитации судебного процесса, или участие в таких конкурсах в качестве судьи. Примером таких конкурсов являются Willem C. Vis International Commercial Arbitration Moot и The Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition.

Выводы
В целях интегрирования в мировую образовательную систему и становления отечественных образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации юридических кадров в качестве образовательных учреждений, отвечающих международным стандартам, представляется важным пересмотреть и усовершенствовать учебные планы и программы в данной сфере.

Осуществление подготовки юристов в ведущих зарубежных учреждениях стран общего права в интерактивной форме и предоставление большой свободы действий слушателям зарекомендовали себя в качестве эффективных методов по обеспечению соблюдения приоритета интересов личности – такую задачу поставила перед собой и наша страна.

Так как внедрение в учебно-педагогический процесс инновационных образовательных методов требует от слушателя самого активного участия и вовлечения, можно с уверенностью сказать, что повышение интереса к изучаемой области может способствовать лучшему усвоению знаний и компетенций, а также формированию навыков самообучения слушателей.

Повсеместное использование цифровых технологий также призвано повысить результативность учебно-педагогической деятельности. Будь то подкасты, вебинары или аудиокурсы – удобное и увлекательное обучение возможно и при повышении квалификации.

Популярность кредитно-модульной системы за рубежом позволяет сделать предположение, что в ближайшем будущем апробация и внедрение кредитно-модульной системы будет проведена и в системе повышения квалификации юристов в Узбекистане. Поскольку кредитно-модульная система направлена на развитие конкретных компетенций обучающихся, она способствует переходу от сообщающего обучения к самостоятельному обучению, что особенно важно для взрослых, уже сформировавшихся в качестве специалистов, слушателей. Кроме того, именно кредитно-модульная система позволяет внести в учебный процесс многообразие мероприятий и определить трудоемкость каждой дисциплины. Это позволяет готовить специалистов, которые быстро адаптируются к условиям электронной среды и реалиям трудового рынка.

Таким образом, за рубежом, наравне с использованием кредитной системы, применяется широкая вариативность различных аспектов деятельности юриста, которые учитываются в качестве кредитов. В сочетании с гибким графиком освоения материала, многообразие подходов к обучению и большой выбор учебных мероприятий позволяют адаптироваться к современным потребностям системы образования.
Мария Колусева,
главный специалист отдела
международного сотрудничества
Центра повышения квалификации юристов
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан

Алоқадор мақолалар

Кўп ўқилган

spot_img